РБК-daily: Рабочие руки рынка
В середине сентября уполномоченный по правам предпринимателей при президенте Б.Ю. Титов озвучил проект «миграционной амнистии», то есть «массовой легализации нелегалов». Для ее прохождения мигранту придется заключить трудовой договор с работодателем (с оплатой труда не менее 7000 руб. в месяц), зарегистрироваться в налоговой службе и получить ИНН. Работодатели будут обязаны вносить гарантийный депозит и оплачивать страховку на случай причинения имущественного вреда противоправными действиями сотрудника. Проект подразумевает разовую, единовременную легализацию мигрантов без применения к ним санкций при условии прохождения ими легализации в течение 12 месяцев со дня объявления амнистии.
Бизнес в ходе амнистии освобождается от ответственности за использование нелегальной рабочей силы. Иностранцам с истекшей миграционной картой разрешается в течение полугода свободно покинуть Россию без ограничения последующего въезда и иной административной ответственности. Не подпадут под амнистию лица, въехавшие на территорию России незаконно, а также подвергшиеся уголовному преследованию или свыше трех раз привлекавшиеся к административной ответственности по статьям, не связанным с миграционным законодательством. Также предлагается упразднить действующие ныне квоты на привлечение иностранной рабочей силы.
По официальным данным Федеральной миграционной службы, на 15 октября 2013 года в России находились 11 279 897 иностранных граждан и лиц без гражданства. Из них 7 366 233 человек пребывали в стране уже более трех месяцев. Большая часть из них как раз и является трудовыми мигрантами. По заявлению главы ФМС К.О. Ромодановского, на начало 2013 года в России нелегально находились 3 300 000 иностранцев. Неофициальные источники оценивают их число в 10—12 млн, а то и 15 млн человек!
Следует отметить, что отношение к трудовым мигрантам у россиян негативное. Однако к трудовой миграции следует относиться прагматично, как к одному из ресурсов, которым должна оперировать российская экономика. Ведь не придет же в голову кому-либо относиться негативно к сырью или к средствам производства только потому, что они не российского происхождения. Население России (особенно трудоспособное) сокращается, и эту тенденцию не преодолеть даже самыми отчаянными мерами. Рост экономики должен обеспечиваться определенными объективными факторами, и рабочие руки — один из них. В связи с этим поток трудоспособных мигрантов из Средней Азии нам весьма выгоден. Задача власти в такой ситуации — организовать данное явление, обеспечить достойное нормативно-правовое регулирование. К сожалению, на практике происходит «мутация» потенциально позитивного фактора развития российской экономики в нечто, что правильно было бы назвать проблемой.
Почему работодатель предпочитает брать на работу мигранта? Не потому, что россияне не хотят и не могут работать, а потому, что они не хотят трудиться за копейки и жить в нечеловеческих условиях, с чем соглашаются нелегалы. Другая причина — экономическая. Даже легальный мигрант обойдется компании дешевле потому, что при прочих равных он согласится работать за меньшую зарплату и при этом не имеет возможности и желания защищать свои права.
В теневом секторе экономики доля трудовых мигрантов огромна. Вольно или невольно многие из них вовлечены в различные «серые» и «черные» бизнес-конструкции. Это способствует созданию преступных этнических сообществ. Увеличиваясь, они начинают подминать под себя и изначально законопослушных мигрантов. Конечное видимое и болезненное для общества последствие — рост преступлений и безнаказанность преступников.
Предлагаемые меры являются принципиальными и конструктивными изменениями миграционного и трудового законодательства. Они приведут к снижению конкурентоспособности мигрантов на рынке труда. Суммы гарантийного депозита и страхового взноса пока неизвестны, но в любом случае они лягут на работодателя, и, посчитав их, предприниматель может прийти к выводу, что выгоднее взять на работу россиянина, пусть даже и на более высокую зарплату. Более того, уважаемый бизнес-омбудсмен выступил лоббистом интересов государства и крупного бизнеса, так как адресатами получения налогов и депозитов будет госбюджет, а страховых взносов — страховые компании.
В предложенной концепции есть только одно «но» — сомнительная перспектива реализации и очевидная экономическая непривлекательность для бизнеса и для самих мигрантов. Сложно представить, что заставит компании увеличивать расходы на сотрудников-нелегалов, а самих мигрантов идти в налоговую инспекцию за ИНН. Работодатели, которые находятся в теневом секторе экономики и используют труд нелегалов, скорее укрепятся в своих убеждениях, а те, кто старается работать исключительно по закону, получат дополнительную финансовую нагрузку.
Можно сопроводить все это ужесточением ответственности за нарушения миграционного законодательства, но нельзя сказать, что действующие штрафы и санкции невелики или либеральны. Они достаточно значительны, чтобы заставить мигрантов и работодателей оставаться в правовом поле. Однако же работают данные меры далеко не так эффективно, как хотелось бы. Очевидно, строгость законов в России, как всегда, компенсируется необязательностью их исполнения.
Источник: РБК-daily
Любое использование материалов допускается только при наличии ссылки на источник.