EnRu

+7 (495) 974-73-10

Пресс-центр

Владимир Энтин — Журнал «Фотомастерская»: Автор в законе

Сегодняшнему фотографу, иллюстратору или цифровому художнику приходится, порой, несладко. Мало того, что честная творческая работа перемежается необходимостью искать полезных знакомых, общаться с придирчивыми и не всегда приятными арт-директорами и бильд-редакторами. И, если хочешь на всём этом заработать, приходится создавать работы по указке людей, ничего в твоей профессии не понимающих. Так ещё нужно постоянно держать в голове, что действуешь и работаешь в запутанном лабиринте сферы авторского права. Законы здесь постоянно меняются: ещё вчера можно было беспрепятственно снимать людей на улице, а сегодня, говорят, нужно брать у каждого попавшего в кадр человека расписку, что он не возражает. Ещё вчера в России можно было рисовать что угодно, и делать какие угодно коллажи. Теперь же и на этот счёт существуют какие-то труднопостижимые правила.

Чтобы разобраться в кое-каких моментах сегодняшнего правового положения, мы придумали абстрактного фотографа и цифрового художника Василия. Он работает для различных журналов, для которых создаёт фотоиллюстрации, коллажи и просто продаёт им фотографии.

Мы сочинили несколько историй из его профессиональной жизни, и попросили Владимира Львовича Энтина, известного специалиста по авторскому праву, их прокомментировать.

Право на портфолио

Профессионально ориентированный журнал предложил Василию взять у него интервью и опубликовать его портфолио. Это здорово, и Василий прыгал бы от радости, но все свои работы он выполнял на заказ других изданий. Им, вроде бы, и принадлежат все права.

Как ему быть в этой ситуации, и что делать в дальнейшем, чтобы оградить себя от угрозы нарушения чужих прав в схожей ситуации? Здесь нужно разобраться в самом процессе передачи фотографий. Какие-то журналы заказали Василию, скажем, съёмку. Попросили: «Сделаешь? — Не вопрос, сделаю». И вот он нащёлкал снимков, пришёл в редакцию и отдал; мог отдать даже негативы, если на плёнку снимал.

Что при этом произошло? Передача материального объекта. В законодательстве четко прописано, что права авторские и права на материальный объект — это две разные вещи. Копий этих фотографий он потом может напечатать сколько угодно и продать кому угодно, уступка материальных объектов ещё не означает уступки авторских прав на их использование. Чтобы напечатать эти фотографии на бумаге и продать в киоске, журнал должен заключить договор и обязательно в письменной форме.

Если была некая бумага, где прописано, что именно Василию поручают снять и как он должен это сделать, эта бумага называется договором заказа. В этом случае все авторские права, кроме тех, что Василий специально за собой зарезервировал, остаются за журналом. Это даёт знающему свои права фотографу свободу маневра.

Василий может написать, что использовать эти фотографии разрешает только в формате этого конкретного печатного издания. На телевидении и в рекламе уже не разрешает. Может даже написать, что дальнейшие права на использование этой фотографии где бы то ни было, он оставляет за собой.

Законодательству известны два основных вида уступки прав: отчуждение исключительного права (по принципу «было ваше — стало наше» и никаких прав на использование не осталось) и предоставление лицензии с ограничительными условиями, которые согласовываются сторонами. Лицензия может быть исключительной, когда Василий отдаёт право на фотографию или фотоиллюстрацию определённому журналу, и никому больше отдать её не может, или не исключительной, когда он может предложить её всем, кто попросит. В последнем случае никаких проблем с публикацией портфолио не будет.

Тайна краденого коллажа

В своём очередном фотоколлаже Василий использовал чужую фотографию, не спросив автора. Коллаж был сделан просто так, что называется, для души. Но коллаж получился так хорош, что Василий захотел включить его в своё портфолио а то и продать какому-нибудь изданию в качестве иллюстрации.

Что же ему сделать, чтобы не нарушить прав автора фотографии? Здесь будем исходить из азбучной истины, что чужое брать без спросу нехорошо. Как только вы берёте что-то чужое и монтируете его во что-то своё, или убираете с помощью Photoshop один фрагмент со снимка и подставляете другой, вы сталкиваетесь с правом на переработку. По закону, право переработки оригинального изображения принадлежит автору фотографии. Есть только одно исключение: если вы делаете то, что вы делаете, с целью создания карикатуры. То есть, итоговый коллаж носит явно пародийный либо шаржевый характер. Но это единственный случай, когда подобно допустимо.

Вы также можете взять чью-то работу целиком, если помещаете её в информационное сообщение, используете изображение в новостном ключе; например, рассказываете, что такой-то фотограф сделал такую-то фотографию, и как это здорово. В этом случае изображение играет роль иллюстрации.

Но переделать чужое без согласия автора нельзя. Легче договориться с автором на использование его работы в коллаже. И, конечно, оформить договор в виде лицензии. Есть ещё одна схожая ситуация. К примеру, поступок Марселя Дюшана, который пририсовал к Джоконде свои знаменитые усы. В этом случае Джоконда не в обиде, так как авторское право и право на переработку охраняется не вечно, а только в течении жизни автора плюс ещё семьдесят лет после его смерти. Соответственно, имущественных требований к Дюшану предъявлено быть не может.

Другое дело, что у абстрактной «Джоконды» могут найтись свои почитатели, которые скажут, что это кощунство и издевательство над её светлым образом, и попробуют привлечь абстрактного «Дюшана» к ответственности за то, что тот попытался опорочить её физиономию.

Ну и, если итоговое изображение используется в качестве иллюстрации к процессу создания коллажа, оно становится в один ряд с новостной иллюстрацией и никаких претензий здесь, опять же, быть не может. Здесь, на самом деле, довольно много нюансов. Если, к примеру, в «Обеде на вершине небоскрёба» вместо лиц строителей подставлены лица членов вашей семьи, такое изображение тоже рассматривается как пародия и как карикатура.

Цена фотографии

Купив в киоске ежедневную газету, Василий с изумлением и негодованием обнаружил на первой же полосе свою работу, висящую на его сайте-портфолио; без упоминания авторства, ссылки на источник и, само собой, безо всякого намёка на грядущий гонорар.

Как же ему поступать? И как защитить своё авторское право в дальнейшем в схожих ситуациях? Размещение изображения в портфолио означает, что любой человек может с ним беспрепятственно ознакомиться: загрузить его в свой компьютер и долго и пристально смотреть. Но если такой «любой человек» печатает это изображение в своём издании или продаёт куда-то ещё, это подпадает под понятие «использования». А чтобы можно было законно что-то использовать, нужно получить разрешение автора.

Здесь Василий имеет право предъявить все претензии к незаконному использованию его работы. Нужно просто написать претензионное письмо в эту газету: «Я рад, что моя фотография понравилась вам настолько, что вы её воспроизвели в таком-то номере своей газеты такого-то числа. В этой связи прошу в течении недели выплатить мне гонорар за её использование, либо связаться со мной по такому-то телефону для урегулирования вопроса об оплате. Если этого не будет сделано, оставляю за собой право обратиться в суд». И, соответственно, обращаться в суд, если что не так.

Уличная охота

Для некоего проекта Василию понадобилось пофотографировать людей на улице. Беда в том, что он ну совершенно никак не представляет себе позицию российского законодательства относительно таких съёмок; кое что слышал о «праве на портет», но в подробностях даже не представляет себе что это такое.

Может ли он проста так сфотографировать человека на улице? Сколько людей должно быть в кадре, чтобы этот конкретный человек, обнаружив своё фото в журнале, не подал на Василия в суд? Допустим, ему понравилась на улице симпатичная девушка. Ну вот так она гармонирует с пейзажем, что без неё этот самый пейзаж — совершенно теряет всё своё очарование. Подходит он к ней и говорит: «Дорогая девушка, ты такая красавица, что украсишь собой любую обложку. Давай так, ты мне немного попозируешь, а я дам тебе за это тысячу рублей. Ты распишись вот здесь, что ты согласна и претензий не имеешь.» Девушка думает: «Тыща рублей и одна маленькая роспись — да никаких проблем!»

У нас в гражданском кодексе сравнительно недавно появилось маленькое дополнение к статье 152, где говорится, что чтобы использовать изображение человека, необходимо получить его согласие, если фотография сделана не в общественном месте, либо человек позировал за плату. И вот если эта подпись есть, все ограничения на использование фотографии сразу исчезают; с фотографией можно делать что угодно. Естественно, девушка может оказаться юридически подкованной и подписать договор, разграничивающий права на использование. Разрешить, скажем, использовать свою фотографию в глянцевых журналах, а в рекламе — запретить.

Касательно съёмки в общественном месте. Если эту же девушку вы сфотографировали просто идущей по улице, и в кадре больше никого нет, она считается основным объектом съёмки и здесь разрешение тоже требуется. Если же видно, что рядом троллейбусная остановка, и в кадре ещё миллион человек, тогда не очевидно, что девушка — основной объект, и такого разрешения можно не получать.

В противном случае, человек может сказать, что созерциние своей физиономии на уличной растяжке причинило ему ужасные моральные и даже физичиские страдания. Такие, скажем, страдания, что он от расстройство въехал в чужой лексус, и вот пускай теперь фотограф платит за все повреждения, а человек просто был под влиянием стресса.

Или, если ничего подобно го не случилось, у нас есть право на личную жизнь, которое, очевидно, нарушается, если на лицо человека может смотреть кто угодно, а он на это согласия не давал. В этом случае человек тоже может подать в суд.

Драконы подземелий или запретные офисные земли

Василий решил прогуляться в московское метро с камерой и штативом, дабы зафиксировать красоту отечественной подземки. Но стоило установить штатив в удобном месте с хорошим ракурсом, как на горизонте немедленно возник человек в форме, заявивший, что снимать здесь «не положено». Расстроенный Василий вышел в город и тут же увидел неземного очарования офисный центр в лучах закатного солнца. Однако при попытке красиво его увековечить, был вежливо окликнут людьми в костюмах, которые аккуратно посоветовали ему стереть все фотографии, закрыть объектив и вообще прогуляться куда-нибудь подальше, ибо это частный офис, молодой человек.

Правы ли эти люди? Что действительно не положено фотографировать, а что можно? И как Василию вести себя с такими людьми юридически правильно? Касательно метро — это пережиток времён, когда подземка была частью Министерства путей сообщения, и считалась стратегическим объектом. Соответственно, что-либо там фотографировать было запрещено. Сегодня эти запреты большей частью сняты, но остаточные страхи остались. Потому, как правило, подходить и что-то запрещать могут, когда видят профессиональную аппаратуру. Чаще всего в этом случае будут спрашивать, а получил ли абстрактный фотограф Василий разрешение у администрации. Разрешение это, к слову, получить несложно, нужно будет просто немного заплатить. Как в музеях, где билет с фотосъёмкой и билет без фотосъёмки стоят по-разному.

Что касается подошедшего милиционера: Василий в любом случае обязан исполнять требования представителя власти. Конечно, ничто не мешает ему, если поблизости нет этого представителя, осуществить съёмку и спрятать свою камеру. Но если даже он докажет этому милиционеру правоту своей позиции и у него будет бумага с написанным замечанием или комментарием юриста, человек в форме вполне может сказать: «Вот что, в гробу я это всё видал. Тебе твоя аппаратура нужна целая или сломанная? А то знаешь, штатив у тебя неустойчивый, вот-вот упадёт». С частными же офисами такая история. Объекты архитектуры, находящиеся на открытой территории, выходящие, допустим, фасадом к улицам, фотографировать можно. Другое дело, что нельзя без разрешения хозяев производить съёмку изнутри или с территории объекта. Что касается съёмки внешнего вида, никаких других ограничений нет. Переходи через дорогу и снимай.

Голая правда

Василию предложили сделать довольно прибыльный проект, для которого он должен был сделать несколько снимков ню, и обработать их в графическом редакторе. Он было согласился, но знающие товарищи рассказали Василию множество пугающих историй про условия, которые он должен соблюсти дабы ничего не нарушить в законодательстве. В частности, Василий, говорят, должен был записать всю съёмку на диск с фотографией паспорта модели, сделанной в тот же день. Иначе грозят разбирательства, штрафы и прочая и прочая.

Правда ли это? А если нет, то какие существуют правила работы с ню-фотографией? Работа с ню фотографией — вещь деликатная. Здесь возникает целый шлейф сопутствующих проблем. Первое: нужно иметь бесспорные доказательства того, что разрешение на использование изображения ню было дано именно тем лицом, которое было объектом съемки. Второе: человек, давший такое разрешение действовал свободно и понимал все последствия данного им разрешения. Был совершеннолетним гражданином, отдававшим отчет в своих действиях, и не находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Третье: это значит, что простого подтверждения, что лицо позировало за плату мало. Четвертое: нужно получить согласие на все предполагаемые виды использования изображения в соответствии с требованиями ст.152.1. ГК РФ, так как в противном случае несогласованные виды использования будут рассматриваться как умышленное нанесение вреда чести, достоинству и деловой репутации фигуранта съемки. Вывод. Ничего сверхъестественного не требуется, но все требования ГК должны быть скрупулезно соблюдены.

Владимир ЭнтинВладимир Энтин, директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности МКА «Клишин и партнеры»

Источник: Журнал «Фотомастерская»

Любое использование материалов допускается только при наличии ссылки на источник.